суббота, 4 декабря 2021 г.

"Созданы друг для друга": роль Энди Уорхола в модной индустрии?

“Мода больше не просто то, что ты носишь где-либо; теперь это единственная причина, чтобы показаться”, — заметил однажды Энди Уорхол, тонко уловив дух своего времени и той индустрии, на которую окажет значительное влияние, как и на искусство в целом. Начиная с 1960-х годов он стал амбассадором американского поп-арта, как назвали бы его в наши дни, и гением коммерческой иллюстрации.

                    Его обожали. Его осуждали. В него стреляли. Его боготворили. Им вдохновлялась и вдохновляется по сей день целая армия последователей, среди которых множество российских поп-арт художников. Это можно было наблюдать на прошедшей в “Севкабель Порту” выставке “Энди Уорхол и русское искусство” фонда Artsolus этим летом, а отсылки к его творчеству ощутимы во многих произведениях, в том числе и дизайнерских.

                                           

                    Так, на прошедшем Met Gala, темой которого стала американская мода, конечно же, не обошлось без привета ее идейному вдохновителю Энди. В прическе и макияже Билли Айлиш угадывалась Мерилин Монро со знаменитого полотна Уорхола 1967 года, выполненного в излюбленной автором технике — шелкографии. Аллюзия проста и логична: Энди по праву вошел в число влиятельнейших фигур американской культуры XX века. “Мода — это большее искусство, чем само искусство” — отмечал он. Так чем еще ему обязан мир моды?


             Сам Уорхол, казалось, не особо старался ей следовать — на фоне старательно ослепительных образов богемных друзей, его неизменные очки, синие Levis 501 (“Я хочу умереть в своих синих джинсах” — его слоганы были не менее эффектны, чем работы), кожаная куртка и челси выглядели не так впечатляюще, но, спустя годы, стали визитной карточкой и вдохновением для многих нью-йоркских тусовщиков, в очередной раз подтвердив его главный талант — превращать повседневное в шедевральное.


                  Мода стала отправной точкой еще на заре карьеры Уорхола, в прошлом Андрея Варголы (настоящее имя на словацком языке). Так, после окончания Технологического института Карнеги в 1949 году, приехавший покорять Нью-Йорк молодой неизвестный художник, среди прочего, работал иллюстратором для Vogue, Harper's Bazaar и Glamour Magazine, заказ от которого принес ему известность как автора ярких рекламных иллюстраций обуви. После сотрудничества с обувной компанией I. Miller имя Энди Уорхола стало всё чаще упоминаться среди творческой элиты большого города.

                     Однако славы успешного рекламного иллюстратора ему было мало. Вокруг царили 60-е с их свободой, вседозволенностью и расцветом нового искусства, объединяющего высокую и массовую культуру. Уорхола, совершившего прорыв в концептуальном искусстве, ждала карьера поп-арт-художника, его студия “Фабрика”, известность и многочисленные вечеринки.

                    Скромный, даже мрачноватый облик задумчивого эстета в платиновом парике контрастировал с его общительностью и популярностью среди нью-йоркского бомонда 60-70-х годов. У завсегдатая “Студии 54” были связи не только в мире искусства, но и среди fashion-авторитетов той эпохи: он общался с главным редактором американского Vogue Дианой Вриланд и тусовался со знаменитыми дизайнерами, в числе которых были Диана фон Фюрстенберг, Холстон, Джанни Версаче, Джорджио Армани и Ив Сен-Лоран. Последний создал коллекцию платьев Pop Art в 1966 году, вдохновением для которой послужили в том числе работы Энди.



                    Эти же культовые личности появлялись на страницах Interview Magazine — проекта об искусстве, моде и поп-культуре, где у знаменитостей брали интервью другие знаменитости. Уорхол основал этот журнал в 1969 году, а в 1973 году, продолжая экспериментировать и пробовать другие жанры искусства, вместе с Полом Моррисси снял короткометражный фильм “Любовь”, роль в котором исполнил модельер Карл Лагерфельд.


                       С интересом модная среда отнеслась и к знаменитому бумажному “суперплатью” (Souper Dress), созданному в 1960-х Campbell Soup Company по мотивам цикла работ Уорхола Campbell’s Soup Cans (32 полотна, на каждом из которых была изображена консервная банка известного томатного супа). Платья мгновенно стали хитом — как и все, к чему прикасался Уорхол, но со временем канули в лету из-за непрактичности материала, под стать жестокой идеологии потребления, к которой художник часто обращался в своем творчестве. В 1984 году они получили новую жизнь: французский дизайнер Жан-Шарль де Кастельбажак, большой друг Энди, представил платье (уже из ткани) в виде банки супа Campbell, в котором продефилировала модель Инес де ля Фрессанж. Позднее, в своей коллекции “FW2009-2010” де Кастельбажак показал платье с лицом легенды поп-арта и белым мехом, имитирующим знаменитый парик.

                                                                                                          Жан-Шарль де Кастельбажак, 1984

Жан-Шарль де Кастельбажак, 2009/10

                    В 1991 году память Энди Уорхола почтил Джани Версаче, представив в своей коллекции платье, инкрустированное драгоценностями, с принтом Мэрилин Монро, как на легендарном диптихе художника. Утонченное, роскошное платье стало одним из главных символов гламурной эпохи “золотых” 90-х.

Versace, 1991

                     В 2008 году подруга и муза Уорхола Диана фон Фюрстенберг, в сотрудничестве с его одноименным фондом “The Andy Warhol Foundation”, презентовала круизную коллекцию из кафтанов и пляжной одежды  красочных "уорхоловских" принтов. Позднее, в 2014 году, марка Diane von Furstenberg представила капсульную коллекцию “Pop Wrap” по мотивам серии картин “Цветы” 1964 года. Эта же цветочная серия станет вдохновением для коллекции Prada сезона “SS2013” — о художнике напомнили контрастные цветы на шубах.


                                                                                                            Prada, 2013

                    Принты Уорхола 1950-х годов украсили шелковые платья и сумки в коллекции Рафа Симонса для Дома Dior сезона “FW2013”. А после назначения на пост креативного директора Calvin Klein бельгийский дизайнер заключил в 2017 году соглашение с фондом Andy Warhol Foundation, получив полный доступ к архивам пионера поп-арта, чтобы впоследствии представить коллекции с  изображениями произведений Уорхола, включая неизвестные.

Christian Dior, 2013

                    Среди других успешных коллабораций — коллекции Blumarine, Moschino, Tom Ford, Peter Jensen и многие другие, о которых мы слышали или еще услышим много раз, ведь наследие Уорхола поистине неисчерпаемо.

                    “Энди Уорхол и мода созданы друг для друга, — говорил Алекс Билмес, главный редактор британского Esquire. — Он не столько предсказывал будущее, сколько создавал его. Уорхол был модой, но Уорхол был больше и лучше моды: в его поверхности была его глубина”.

                    Какую роль он сыграл для модного мира? Точно такую же, как и для остального — легендарную. Попав в нужное время и нужное место, он не признавал никаких правил или границ, в том числе и границ между модой и искусством, объединив их в устойчивый, неразрывный симбиоз. И, возможно, причина ошеломительного успеха как раз в феноменальном чутье трендов своей эпохи, помноженном на талант и сообразительность. Поэтому другие художники и дизайнеры могут бесконечно переосмыслять его работы, но не смогут их превзойти. Энди Уорхол — это не яркий принт на одежде. Энди Уорхол — и есть сама мода!


Автор статьи: Василина Правдухина

Комментариев нет:

Отправить комментарий